Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Захарова Ольга Викторовна — воспитатель
Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Старший дошкольный возраст – отличный период для развития речи, памяти, мышления, воображения и других психических процессов ребенка, расширения его кругозора. Активизировать и разнообразить образовательное воздействие на ребенка можно с помощью дидактических игр.
В соответствии с требованиями ФГОС дошкольное образование должно обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, которое охватывает такие направления, как социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. В зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей можно использовать дидактические игры.
Игры для социально-коммуникативного развития помогают ребенку научиться общаться со взрослыми и сверстниками, регулировать собственное поведение, сопереживать. Способствуют формированию готовности к совместной деятельности, позитивного отношения к труду.
«Волшебная палочка»
Цель: развитие навыка общения со сверстниками.
«Большой секрет для дружной компании»
Цель: формировать навыки взаимопонимания, взаимодействия друг с другом, установления контакта со сверстниками.
«Магазин вежливости»
Цель: формирование навыка вежливого общения, адекватного поведения в различных ситуациях.
Дидактические игры для речевого развития детей направлены на обогащение словарного запаса ребенка, формирование умения строить грамматически правильные высказывания, использовать речь для общения с окружающими, развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха.
«Живые слова»
Цель: формирование умений составлять грамматически правильные предложения.
«Разговор животных»
Цель: расширение словарного запаса детей, развитие артикуляционных умений.
«Найти место картинке»
Цель: формирование умений составлять связные высказывания, соблюдать последовательность событий.
Игры для художественно-эстетического развития направлены на формирование у детей умения воспринимать и понимать произведения искусства, развитие эстетического вкуса и собственного творческого потенциала.
«Подбери по цвету»
Цель: развитие цветовосприятия и умения различать цвета и их оттенки.
«Художники-реставраторы»
Цель: продолжить знакомство детей с разными жанрами живописи и работой художников.
«Разрисуй тарелку»
Цель: развитие навыка восприятия объектов декоративно-прикладного искусства, умения создавать геометрические орнаменты, развивать художественный вкус.
Познавательные игры направлены на развитие любознательности, стремления получать новые знания, умения, совершать познавательные действия, а также на формирование представлений об окружающем мире.
«Сгруппируй по признаку»
Цель: формировать умение группировать предметы по существенному признаку, развивать логику.
«Что напутал Незнайка»
Цель: расширять кругозор детей, их познания об окружающем мире; развивать логику, мышление, умение находить несоответствие.
«Собери гусеницу»
Цель: развивать умение обобщать, выбирать группы предметов по обобщающему слову, развивать внимательность.
Образовательные игры способствуют обучению счета, знакомят с буквами, формируют умения выполнять несложные математические действия с предметами.
«Веселые скрепки»
Цель: подготовка к обучению счету, знакомство с цифрами.
«Найди звук в слове»
Цель: развивать фонематический слух, умение находить нужны звук в слове, определять, где он находится.
«Геометрическая дорожка»
Цель: закрепление умений распознавать геометрические фигуры, сравнивать их размеры, различать цвета.