^Наверх
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Аленушка ГБДОУ 57

Влияние народных игр на развитие дошкольника

                              сергеева 16                      

Автор:

Сергеева Тамара Вячеславовна

воспитатель ГБДОУ 57 Приморского района СПБ

       Мир детства сложно представить без игры, ведь именно в игровой деятельности в полной мере реализуется естественная потребность ребенка в познании окружающего мира. Игра – это важнейшее средство не только физического воспитания детей, она способствует их умственному, нравственному и эстетическому развитию. Однако современные дошкольники, как правило, отдают предпочтение малоподвижным видам деятельности: компьютерным играм, занятиям с конструкторами, просмотру мультфильмов. И все реже можно увидеть их играющими и бегающими наперегонки во дворах. Между тем в подвижных развлечениях ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, восполнить дефицит движений, получить массу положительных эмоций.

       Малоподвижный образ жизни – проблема современного общества, которая актуальна не только для детей, но и для взрослых. Одним не хватает времени, другие стесняются играть с детьми. Может быть, стоит попробовать не просто побегать наперегонки или побросать мяч, а вспомнить игры своего детства, своих родителей, бабушек и дедушек? Речь идет о народных играх. Именно народные игры, уходящие своими корнями вглубь веков – один из доступных и эффективных методов не только повышения физической активности, но и пробуждения у детей интереса к быту предков. Народные игры формируют любовь к родине, учат основам нравственности и обогащают духовно.

      Особенности народной подвижной игры заключаются в том, что она доступна детям разного возраста, создает условия для самостоятельности и относительной свободы действий, дарит массу положительных эмоций. Кроме того, характерные для народных забав зачины, считалки, жеребьевки, которые являются своего рода игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, пробудить у них стремление точно выполнять правила. Грамотное использование русских народных забав в воспитательно-образовательной работе с детьми особенно актуально сегодня.

       В зависимости от характера отражения традиций национальной культуры специалисты группируют народные забавы в четыре раздела.

       Первый раздел включает развлечения, отражающие отношение человека к природе. К ним относятся такие игры, как «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка», «Стадо», «Хромая лиса» и др. Перечисленные забавы воспитывают доброе отношение к окружающему миру, они понятны и близки детям.

      Во второй раздел входят народные развлечения, отражающие быт наших предков. Вот некоторые из них: «Дедушка-рожок», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Каравай», «Невод», «Охотники и утки», «Птицелов», «Рыбаки», «Удочка», «Продаем горшки», «Шишки, желуди, орехи», а также их различные варианты). По ходу развлечения дети в доступной для них форме знакомятся с историческим наследием русского народа.

     Третий раздел объединяет в себе детские игры высокой двигательной активности, которые требуют от их участников смекалки и находчивости, быстроты и координации действий. Многие знакомы нам с детства: «Горелки», «Ловишка», «Лапта», «Ляпка», «Пятнашки», «Третий – лишний», «Чижик», «Чехарда», «Веревочка под ногами» и т. д.,.

     Игры, формирующие силовые качества, собраны в четвертый раздел. Вот они: «Тяни в круг», «Бой петухов», «Перетяни за черту», «Тяни за булавы», «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Перетягивание прыжками», «Вытолкни за круг», «Бои на бревне» и их различные варианты.

     Регулярное включение народных игр в процесс воспитания дошкольников способствует решению комплекса задач:

  • укрепление здоровья дошкольников;
  • гармоничное развитие и повышение уровня их физической подготовленности;
  • обучение навыкам самостоятельного выполнения различных упражнений и заданий;
  • выбору подвижных игр в процессе самостоятельной игровой деятельности;
  • воспитание дисциплинированности, отзывчивости, честности, смелости;
  • ознакомление с традициями русской народной культуры в игровой форме.

         Попробуйте играть со своими детьми. Уверяю, вы получите неизгладимые впечатления и массу удовольствия!

Copyright 2013  Детский сад Аленушка