^Наверх
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Аленушка ГБДОУ 57

Современные мультфильмы и дошкольники

                                                 IMGP3224а                             Автор: Кулеш Марина Александровна

                                                                                                     воспитатель Первой квалификационной категории 
                                                               ГБДОУ 57 Санкт-Петербурга

Игры, рисование, лепка и слушание сказок ещё несколько лет назад были главными

занятиями детей дошкольного возраста, а время просмотра телевизора составляло 30 минут в

день, которые официально раз­решены дошкольникам Всемирной Организацией

Здравоохранения (ВОЗ). Мультфильм или детский фильм был для ребенка долгожданной

радостью, иногда даже зна­чимым событием.

Сегодня же просмотр телевизора стал основным времяпрепровождением детей. Поданным

ЮНЕСКО, современные дошкольники 3-6 лет заняты просмотром теле­визора и мультфильмов

в среднем 3-4 часа в день, около 25 часов в неделю, что на порядок превосходит время их

общения со сверстниками и взрослыми.[1]

Это происходит из-за того, что в дошкольном возрасте учебные нагрузки увеличиваются.

Игровая деятельность вытесняется образовательной, что требует пассивного отдыха у эк­рана.

Утверждая, что детям лучше проводить время у экрана с пользой, современные родители

включают детям образовательные программы и мультфильмы. Их поведение объясняется

простотой и доступностью такого заня­тия для большинства семей: магазины переполнены

детскими аудио и видео-сборниками, а в Интернете, в свободном доступе, выложено более 10

тыс. мульт­фильмов. Сегодня дети имеют возможность в любое время суток посмотреть всё, что

им захочется. А родители, в свою очередь, получили долгожданную и регулируемую пультом

до­машнюю «свободу» от ребенка[2].

Еще одна причина – это посеще­ние дошкольниками кинотеатров. Родители начинают

водить своих детей в кино, ориентируясь на рекламу, свои пред­ставления и мнение знакомых,

начиная с двухлетнего возраста раз в 2 месяца. Современные кинотеатры оборудованы

мощными зрительными и звуковыми системами, с целью показа полнометражных

мультипликационных и художественных длительностью по полтора часа. Серьезных

исследований о воздействии такого рода стимулов на здоровье ребенка, его восприятие

кинопродуктов и последующего переживания нет.

Кроме того, что увеличилось количество проводимого у экрана времени, ещё кардинально

изменилось и содержание того, что смотрят дети.

Что же смотрят дети, и каким героям подражают?

Рассмотрим особенности современных художественных и мультипликационных фильмов.

1.Прибыльность. Продукты киноиндустрии должны быть прибыльными и

окупаться в прокате. Поэтому в прокат выпускают только «полный метр» или многосерийные

мультфильмы, которые обеспечивают их окупаемость. Основную прибыль фильм должен

приносить в первые две недели проката, поэтому кино-производители ориентированы на

одномоментный массовый эффект. Кинопродукт должен поражать воображение и вызывать

бурные эмоции, чтобы зрители получили разовую развлекательно-возбуждающую порцию

переживаний. Зачастую содержание и смысл происходящего забывается спустя 2-3 часа после

просмотра. Шедевр-однодневка не ориентирован на развитие, он призван поразить и развлечь

здесь и сейчас.2

2.Аудиоряд. События на экране излишне перегружены речевым сопровождением. Герои постоянно произносят длинные монологи, комментируют малейшее событие или поворот

сюжета, свои мысли и обсуждают поступки других. Очень часто используется технический

прием, когда крупно показан рот персонажа или лицо, это привлекает внимание и заставляет

длительно удерживать его. Однако при этом сама речь персонажей бедна и однотипна. Часто

содержание произносимого непонятно детям, оно не воспринимается и не усваивается, т.к.

дошкольники в большей степени воспринимают движение, образы и эмоциональные

компоненты, нежели обильный вербальный контекст. Обилие речи и качество звучания

оказывает утомляющий эффект на слуховую систему.

3.Видеоряд. Новейшие технологии в области человеческого восприятия

позволяют полностью погрузить зрителя в атмосферу событий на экране. Действия и события в

мультфильме разворачиваются с огромной скоростью, что в принципе отражает реалии

современности - принципиальное ускорение ритма жизни. Герои быстро двигаются, много

бегают, прыгают, летают. Кадры сменяют друг друга со скоростью на грани возможностей

восприятия. Все «мелькает, наезжает, исчезает, взрывается и дымится». Применяется масса

спецэффектов и технических приемов. Завязка, кульминация и развязка настолько плотно

скомпонованы, что у ребенка зачастую не остается времени на переживание, сочувствие,

а иногда и понимание, запоминание происходящего. И создатели кинопродуктов знают, что не

только сюжет должен быть динамичным, но и «картинка» должна быть яркой, чёткой и

поражающей воображение, чтобы дети в силу особой возрастной восприимчивости оказались

глубоко втянутыми в происходящее на экране.

4.Сюжет. К сожалению, современные мультфильмы весьма примитивны, и

только красивая «картинка» спасает их от примитивности сюжета и персонажей. В XX веке

сюжеты детских фильмов и мультфильмов были добрыми и гуманными, содержали адек­ватный

возрасту и пониманию ребенка мате­риал, который мог быть легко перенесен в сю­жеты детских

игр, а герои - стать достойным образцом для подражания. Но современные люди идут в

кинотеатр отдохнуть и развлечься, поэтому сюжет фильмов должен быть лёгким и

развлекательным, с элементами юмора и счастливым концом. Это характерно для американской

киноиндустрии, но сейчас наши отечественные кинопроизводители берут с них пример и

выпускают аналогичные продукты. Спустя некоторое время после просмотра сюжет

вспоминается с трудом. В целом, такой фильм не затрагивает чувства, не дает пищу для

осмысления, размышления и переживания.

В фильмах зачастую присутствуют идеальные герои, проявляющие положительные

качества, элементы позитивного поведения. Но они зачастую обладают какими-то

сверх способностями, в разных вариациях имеют приставку «супер». Они должны быть лучше:

лучше других, лучше самых лучших и т.д. При этом характер этих героев достаточно

примитивен. Они действуют достаточно стереотипно, их поступки предсказуемы, чувства и

отношения поверхностны. Когда ребёнок соотносит себя с супергероем, то это вызывает

постоянную потребность в сравнении с другими, поиск возможностей превзойти других,

феномен чувства превосходства или собственной неполноценности. Конечно, это увеличивает

конкурентоспособность личности, что особенно важно в современном мире. Однако зачастую

затрудняет детям возможность идентификации и перевоплощения в понравившегося героя.

5.Целевая аудитория. Множество современных мультфильмов имеют четко

выраженную гендерную направленность: мультфильмы для девочек и мультфильмы для мальчиков. В дошкольном возрасте такое разделение не имеет серьезной развивающей задачи и

уместно в более старших возрастах. Такая тендерная спецификация приводит к разобщенности

в играх с игрушками - девочки с модными куклами (Барби, Винкс), мальчики с супергероями

(Бетмен, Спайдермен, Черепашки-ниндзя). Мультфильмов, ориентированных на зрителей обоих

полов, существенно меньше.

А возрастная направленность современных мультфильмов также вызывает множество

вопросов и сомнений. Само слово «мультфильм» предполагает зрителя дошкольного и

младшего школьного возраста. Большинство современных мультфильмов по смыслу

адресовано более старшей возрастной аудитории, однако смотрят их преимущественно малыши

начиная с 2-3 лет.

Как же влияют подобные современные мультфильмы на ребёнка?

  1. Эмоциональное состояние ребенка.                                                                                                                                               Результаты наблюдений и опросов родителей показали, что после просмотров полнометражных современных мультфильмов дети часто демонстрируют состояние эмоционального утомления. Оно может проявляться как

симптомами усталости - снижение скорости реакции, вялость, невнимательность и др., так и

симптомами перевозбуждения - сильные двигательные реакции, громкие возгласы, затруднения

концентрации внимания, неадекватное социальное поведение, нарушения аппетита и сна,

агрессивные реакции. Психологами и медиками накоплен достаточно большой фактический

материал об отрицательном влиянии частого просмотра медиапродуктов: перевозбуждение,

расторможенность, агрессия, утомление, нарушения зрения, внимания, дефицит движения,

нарушение обмена веществ и даже избыточный вес и многое другое.

  1. Игровая деятельность. Наблюдения показали, что дети с удовольствием

соглашаются поиграть в персонажей мультфильмов, но современным киногероям сложно полноценно подражать. Сюжеты мультфильмов так далеки от жизни детей дошкольного

возраста и окружающих их взрослых, что их невозможно отобразить в игре. Показательно, что,

получая в подарок игрушку-героя или персонажа культового мультфильма, ребенок вообще не

знает, как в него играть. Что действительно остаётся после просмотра и ребёнок сможет

отразить в игре, так это рисунок движений героев, их мимика и жесты, и иногда фирменные

словечки или фразы. Смысла происходящих событий (если он вообще там есть), дошкольники

не усваивают. На предложение «поиграть в мультфильм или в героя» дошкольники часто

оказываются растерянными, т.к. не могут воспроизвести ни сюжетной линии, ни

перевоплотиться в понравившегося героя, несмотря на то, что дошкольники смотрят один и тот

же мультфильм несколько раз, а любимые 15-20 раз подряд. Таким образом, в игре отражаются

только лишь внешние характеристики героев: движения, перемещения, типичные возгласы.

  1. Смысл экранного времяпрепровождения. Просмотр мультфильмов остается

некоторой «вещью в себе», просмотром ради просмотра. Увиденное и услышанное не

становится материалом для переживания, прочувствования, осмысления и, в конце концов,

присвоения культурного опыта. Современные кинопродукты не воспитыва­ют в ребенке

сочувствие и заботу о других. Специалистов в области детства беспокоит, что просмотр

медиа продуктов имеет столь широкое распространение, стимулируется рынком и поощряется

родителями. Психологи, в частности, озабоченытем, что на просмотр мультфильмов тратится

столь ценное время, отведенное на истинно нужную и важную деятельность, ведущую в

дошкольном возрасте, - игру.

Подводя итоги, можно утверждать, что этот вид деятельности дошкольника не несет в

себе особого содержательного наполнения и развивающего значения. Как ни странно, в

сложившейся ситуации настоящим спасением является обыч­ный детский сад, где пока еще нет

телевизоров и специально отведенного времени на его просмотр. Поэтому мы, педагоги,

настоятельно рекомендуем родителям для своих детей сознательно и разумно ограничивать

время просмотра телевизора.

 


[1]Смирнова Е.О. «Ребенок у экрана. Дошкольник в совре­менном мире» Книга для родителей. - М.: Дрофа, 2006.

[2]Соколова М.В. «Мультфильмы для современных дошкольников» Журнал «Современное Дошкольное образование. Теория и практика», М.: Мозаика-Синтез, 2011, выпуск №2.

Copyright 2013  Детский сад Аленушка