^Наверх
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Аленушка ГБДОУ 57

Развитие интонационной выразительности речи

    sergeevaВы замечали, с каким умилением слушаете трехлетнего малыша, который рассказывает стихотворение? А, если этот малыш еще и читает эмоционально, выразительно, то вашему восторгу нет конца, не правда ли? К сожалению, многие папочки и мамочки обреченно вздыхают, глядя на свое чадо: «Наш так не умеет» и соглашаются с тем, что талант декламировать дается «свыше» и лишь избранным.

    Позвольте не согласиться с таким выводом. Если вы прислушаетесь к речи окружающих, то заметите, что даже многие взрослые, не всегда правильно используют интонацию. Они говорят слишком тихо или, наоборот, слишком громко, очень медленно, растягивая слова, или очень быстро, не выдерживая пауз, их речь монотонна и «бесцветна». И причина не в великом таланте, а в умении правильно пользоваться голосовым аппаратом. В норме интонационной выразительностью речи дети обычно овладевают к пяти годам жизни естественным путем в процессе общения со взрослыми. А, если этого не происходит? «Ничего страшного в том, что мой ребенок говорит без интонации! Это не проблема!» - ответят иные родители.

Конечно, особой беды в этом нет. Однако, недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста влияет на качество его речи, что создаст трудности во взаимопонимании и ограничит коммуникативные возможности малыша.

     Для того, чтобы сделать речь малыша живой и привлекательной, давайте разберемся, что такое «интонация» и «интонационная выразительность». Эмоциональное отношение говорящего к содержанию того, о чем он говорит — это интонация. Значит, для того, чтобы в речи ребенка появилась какая-либо интонация, он сам должен не просто понимать то, о чем говорит, но и сопереживать тому, о чем повествует. А вот интонационная выразительность заключает в себя приемы для передачи эмоционального содержания речи. Приемов этих немало.

     Мелодика голоса.

Попробуйте изменение высоту своего голоса, от основного тона вверх или вниз. Заметили, как ваша фраза изменилась? Прием изменения высоты голоса добавляет речи певучесть, нежность и гибкость и называется МЕЛОДИКОЙ.

     Темп речи.

Каждому человеку свойственен определенный темп речи. Сохраняя его, можно менять темп произнесения отдельных слов или фраз, что привнесет в повествование живость и образность. Такое осознанное ускорение или замедление слов и фраз в зависимости от содержания высказывания является приемом ИЗМЕНЕНИЕ ТЕМПА;

      Паузы.  

Применение в речи ПАУЗ. Логические паузы в конце фразы или предложения хорошо известны, они в письме выделяются пунктуационными знаками и придают законченность мысли. А вот паузы психологические используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей, и, увы, не всегда выделяются какими-то знаками в письме.

     Сила голоса.                                                                                                                                                                              

Еще один прием – это изменение громкости звучания речи, то есть СИЛЫ ГОЛОСА. Однако такое изменение должно быть осознанным и зависит от содержания высказывания.

     Логическое и фразовые ударения.

Это выделение голосом отдельных слов или фраз необходимо для подчеркивания их значимости в речи.

     Тембр голоса.

Изменение ТЕМБРА речи отражает ее экспрессивно-эмоциональные оттенки (грустный, веселый, мрачный тембр и т.д.).

 

     Можно ли всем этим премудростям научить ребенка самостоятельно? Поверьте – можно! А, если взрослый сам не обладает навыками интонационной выразительности речи, что делать тогда? Тогда надо учиться вместе с ребенком!

     Самая оптимальная форма занятий для детей – это игра! Она поддерживает интерес дошкольников к занятиям, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию. Так что, милые родители, берите все, что лежит в моей копилке и создавайте из своего малыша артиста!

 

Игры на овладение мелодикой зменения высоты голоса).

"Ласково и грубо".

Ролевая игра. Предложите ребенку выбрать роль медведя или зайчишки. Уточните, какой голос у медведя (низкий, грубый), а какой у зайчишки (ласковый, высокий, тоненький). Предложите малышу повторить фразу с интонацией конкретного животного, заменив с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов все имена существительные на «ласковые». Например, «У лисы пушистый хвост» - «У лисички пушистенький (или допускается «пушистый») хвостик».

     "Медвежата".

Ролевая игра. Один из игроков – мама медведица, остальные – медвежата. Медвежата высоким нежным голосом просят у мамы: «Мама мёду нам, мама молока бы нам». Медведица отвечает низким голосом: «Вот я вам, всё мало вам!». Медвежата отбегают и повторяют свою просьбу. Медведица грозит им лапой, отвечает: «Вот я вам, вот я вам!» и догоняет детей-медвежат. Тот, кого догнала медведица, становится медведицей. Игра повторяется.

    

Игры на изменение темпа речискорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания).

"Мышка и черепаха".

Уточните с ребенком, как бегает мышка (быстро) и как передвигается черепаха (медленно). Предложите «пробежать» пальчиками по столу быстро–быстро, как мышка и повторять в такт движению слова «пим, пим, пим». Затем предложите прошлепать по столу ладошками медленно и грузно, имитируя движение черепахи, проговаривая в соответствии с движениями слова «шлёп, шлёп, шлёп». В дальнейшем один из игроков называет животное, а другие игроки изображают его движение.

"Барабан".

Возьмите барабан (или палочку и коробку) и медленно стучите в барабан: БАМ…, БАМ…, БАМ. Потом постучите быстро: бам–бам-бам. Ребенку нужно голосом повторять звучание барабана – медленное или быстрое.

 "Поезд".

Поиграйте с ребенком в движущийся поезд. Обозначьте "станцию", возле которой ваш "состав" будет замедлять ход. Встаньте с ребенком паровозиком возле "станции". И начинайте передвигаться по комнате, медленно приговаривая: «чух, чух, чух», потом постепенно ускоряя темп движения: «чух, чух, чух», При подъезде к "станции" "поезд" должен опять замедлить ход: «чух, чух, чух».

       "Поехали, поехали".

Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе слова потешки: «Поехали, поехали за грибами, за орехами», затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе: «Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами».

Заканчивают потешку, замедляя темп и падая на пол: «Подустали, притомились, на землю свалились».

       "Светофор".

Заготовьте три цветных круга (зеленый, желтый и красный), объясните ребенку, что каждый цвет соответствует скорости движения. Круг зелёного цвета обозначает «быстро»; круг красного – «медленно», а круг жёлтого - «умеренно». Сначала сформируйте у ребенка умение подчинять скорость собственных движений определенному темпу. Например, при показе желтого круга нужно выполнить серию хлопков или прыжков в умеренном темпе, проговаривая при этом слова «хлоп» или «прыг». При показе зеленого круга ребенок ускоряет движение и речь. В дальнейшем по «сигналу светофора» можно менять темп небольших стихотворений.

       "Ручеек".

Водящий (сначала это взрослый) берет ребенка (или несколько детей) за руку и бежит зигзагом, проговаривая слова в ритме движения:

Бежал ручей по камешкам —

Бежал, бежал, бежал.

Потом в глубокой лужице

Лежал, лежал, лежал.

Движение замедляется, в конце фразы игроки ложатся на пол.

       "Говорящий мяч".

Эта игра знакома многим с детства. Ведущий бросает игроку мяч и произносит фразу «Морковка это…», игрок, поймавший мяч продолжает фразу «овощ» и отправляет его ведущему. Фразы могут быть разными. Главное, чтобы ребенок был хорошо знаком с предлагаемыми понятиями. Постепенно скорость игры меняется: то ускоряется, то замедляется. Отвечать игроки должны в том темпе, который задает ведущий.

     "Дождик".

Играть лучше за столом, чтобы кончиками пальцев ребенок мог отстукивать ритм стихотворения. Можно стучать пальчиками по коленкам. Взрослый читает стихотворений, задавая нужный темп.

Капля раз, капля два,

Капля медленно сперва:

Кап, кап, кап. (Очень медленно)

Стали капли поспевать,

Капля каплю подгонять:

Кап, кап, кап. (В среднем темпе)

Зонтик поскорей раскроем, (Поднять ладошки и растопырить пальцы)

От дождя себя укроем. (Соединить кончики растопыренных пальчиков над головой)

Кап, кап, кап.(В быстром темпе)

     "Мелет мельница зерно".

Завертелось колесо   (круговые движения руками в темпе речи)

Мелет мельница зерно,

Очень крупное зерно,

Получилась из зерна

Пушистая мука.     (руки вскинуть вверх и плавно опустить через стороны)


Игры на применение пауз.

       "Мы шагаем на парад".

Дети произносят текст и маршируют, делая шаг на каждый слог. Когда текст выучен, предложить детям маршировать, но вслух произносить только первую и третью строки. Затем можно произносить вслух половину строки, а концовку – про себя.

Раз, два, три, четыре.

Мы шагаем по квартире

     Выше ногу, тверже шаг,

     Мы шагаем на парад!

       "По очереди".

Для этой игры специальная подготовка не нужна. Предложите ребенку по очереди произносить вслух фразы любимого стихотворения. Когда ребенок усвоит правила, можно предложить ему одному рассказать стихотворение, чередуя фразы «вслух» и «про себя».

 

Игры на изменение силы голосамена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания).

     "Тихо, кукла спит…"

Уложите с ребенком куклу в кровать и скажите, что теперь надо разговаривать шёпотом, чтобы её не разбудить. Пора кукле вставать! Попросите ребенка разбудить куклу (при этом можно говорить «обычным» голосом).

     "Лягушка и лягушата".

Взрослый будет "лягушкой", ребенок – "лягушонком". Скажите малышу, что лягушки квакают громко: «КВА-КВА-КВА», а маленькие лягушата - тихо: «Ква-ква-ква». Поговорите друг с другом на «лягушачьем» языке: «КВА-КВА-КВА» – «Ква-ква-ква». Точно так же можно организовать "диалог" собаки и щенка, кошки и котенка и т.д.

     "Слон и слоненок".

Спросите малыша, как будет топать большой слон? («ТОП, ТОП, ТОП»). А как будет топать маленький слонёнок? («Топ, топ, топ»). Называйте ребенку попеременно: «Большой слон - маленький слоненок», - а малыш пусть голосом озвучивает их шаги.

   "Три медведя".

Приготовьте три игрушечных медведя (большого, среднего и совсем маленького). Вспомните с ребенком сказку Л.Толстого «Три медведя». Предложите ребенку озвучить «толстым» (басистым) громким голосов слова папы–медведя (пусть малыш возьмет в руки большого медведя): «КТО ЕЛ ИЗ МОЕЙ МИСКИ?». Потом потренируйтесь с малышом говорить за маму-медведицу спокойным голосом: «Кто сидел на моём стуле?». И наконец, за Мишутку – тоненьким голоском: «Кто ложился в мою постель?».

   "Была тишина".

Расскажите ребенку начало стихотворение А.Шибаева. Сначала говорите шёпотом, постепенно усиливая громкость голоса:
Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
(На слово «гром», чтобы усилить эффект - хлопните в ладоши).

   "По горам, по долам".

В эту игру можно играть как в помещении, так и на улице. В помещении для игры потребуются листы бумаги и карандаш. На улице схему гор можно рисовать палочкой по земле или песку, мелом на асфальте.

Предложите малышу путешествие по горам. Объясните, что чем выше горы, тем громче эхо. Сначала сами начертите кривую линию, изображающую гребни гор. Двигаться по линии предложите ребенку пальчиком, если это в помещении, или веточкой, камешком на улице. Во время «движения» по горам ребенок должен произносить на выдохе гласный звук. Чем выше - тем громче, чем ниже – тем тише. На пиках и впадинах ребенок «отдыхает», то есть вдыхает.

     "Игра на пианино".

Дети, имитируют игру на пианино, поднимая и опуская кисти рук так, чтобы пальцы касались стола. Одновременно проговаривают слова четверостишия, изменяя силу голоса в соответствии с текстом.

Ударяй тихонечко: стук — стук — стук (тихо),

И тогда услышишь ты нежный звук (шепетом).

Ударяй сильнее: стук — стук — стук (нарастающая громкость),

И тогда услышишь громкий звук (очень громко).

     "Вороны".

Вот под ёлочкой зелёной

Скачут, каркают вороны.

Кар-кар-кар! (громко).

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали.

Кар-кар-кар! (тише).

Спать ребятам не давали,

Только к ночи умолкали

Т-с-с. (очень тихо).

 

Игры на логическое и фразовое ударение.

"Найди важное слово".

Для игры нужны предметные картинки или сами предметы и карточи с изображением стрелок, заменяющих глаголы, - по количеству детей.
Ведущий произносит фразы, выделяя голосом слово-носитель логического ударения. Дети составляют модель данного предложения из картинок с изображением субъекта и объекта действия и стрелок.
Например: "Девочка играет в мяч". Дети ищут и выкладывают изображение девочки, стрелку, изображение мяча. Затем называют слово-носитель логического ударения.

       "Испорченный телефон".

Двое игроков берут по телефону. Один из игроков – водящий. Он говорит в трубку простую фразу, например, «Завтра будет хорошая погода». Второй игрок делает вид, что плохо слышит, и превращает повествовательное предложение в вопросительное.

Завтра будет хорошая погода.

Завтра будет хорошая погода.

Завтра будет хорошая погода.

Завтра будет хорошая погода.

Мелодические изменения голоса на протяжении высказывания сопровождаются соответствующим движением руки. Примерные фразы: Девочка играет в саду с куклой. Шуба висела на вешалке. Мальчик прочитал интересную книгу.

 

Игры на изменение тембра голоса.

     "Шурум-бурум".

Водящий загадывает какое-нибудь чувство, а затем, отвернувшись от игроков и произнося только слова «шурум-бурум», с помощью интонации, показывает задуманное им чувство. Участники игры должны определить это чувство. Угадавший становится водящим.

       "Это я, узнай меня".

Один игрок поворачивается спиной к остальным участникам игры. Игроки по очереди подходят к нему, гладят его по спине и называют ласковым именем, садятся на свое место. Водящий пробует угадать, кто его погладил и назвал.

         "Кто это сказал?"

Подготовить карточки с изображением различных мимических выражений. Ведущий (сначала взрослый) произносит фразу, игроки находят карточку с соответствующим мимическим выражением. После освоения игры роль ведущего исполняет ребенок.

 

Литература:

А.М. Бородич «Методика развития речи детей»,

И.Р. Калмыкова «Таинственный мир звуков».

В статье использован материал сайта http://logoportal.ru/formirovanie-intonatsionnoy-vyirazitelnosti-rechi-u-doshkolnikov-s-dizartriey/.html

Copyright 2013  Детский сад Аленушка