^Наверх
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Аленушка ГБДОУ 57

Разучиваем стихи быстро и легко

Валентина Владимировна

Автор:

                                                   Ульянова Валентина Владимировна                                                                         воспитатель ГБДОУ №57 Приморского района Санкт - Петербурга   

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным  ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их  усвоит на лету».     Ушинский К.Д.

     Работая с детьми дошкольного возраста, я видела, как порой тяжело происходит разучивание детьми стихов. Иногда читаешь, обсуждаешь прочитанное, разучиваешь сегодня, а завтра буквально считанные единицы могут вспомнить строчки из него. Основному количеству детей запомнить стихотворение сложно, да и честно говоря, неинтересно.

     Поэтому я постоянно пользуюсь приёмами и таблицами по мнемотехнике, которые помогают в игровой, занимательной форме за короткий срок запомнить детям стишок, поговорку, пословицу и даже песенку.

     Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
     Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
     Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки стола, последовательности ухода за растениями и т.п.
     Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Последовательность разучивания стихотворения с использованием мнемотаблиц

1. Чтение стихотворения взрослым.

2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Обсуждение с детьми содержания стихотворения. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

7. Ребёнок может самостоятельно нарисовать сете мнемотаблицу и использовать её.

     Если вы вместе с ребёнком хотите придумать картинки, символы для стихотворения, тогда последовательность разучивания стихотворения следующая.

1. Чтение стихотворения взрослым.

2. Обсуждение с детьми содержания стихотворения.

3. Повторное чтение стихотворения. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

4. Обсуждение с детьми, какие зрительные знаки можно нарисовать к этому стихотворению.

5. Чтение стихотворения по смысловым абзацам для того чтобы дети совместно со взрослым выбрали свой знак, символ или картинку.

6. Зарисовка детьми схемы последовательности рассказывания на разделённом на окошки листе бумаги, взрослый в это время на доске или на другом листке рисует рядом, одновременно идёт построчное чтение и обсуждение.

7. Повторное чтение стихотворения с опорой на схему.

8. Обработка схемы взрослым, более чёткая прорисовка.

9. По своим опорным схемам дети могут рассказывать стихотворение друг другу.

Попробуйте разучить с вашим ребенком следующие стихи с использованием мнемотаблиц.

Untitled-2 

«Покормите птиц»

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.   (Александр Яшин)

 

 

зима   

«Снежок»

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

(Николай Некрасов)

 

 

Copyright 2013  Детский сад Аленушка