^Наверх
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Аленушка ГБДОУ 57

Литературное воспитание ребенка в семье

  Деушева                                                                                                                  Автор: Деушева Александра Вячеславовна

воспитатель ГБДОУ детский сад №57

Приморского района Санкт-Петербурга

 

 

К вопросам воспитания и образования детей сегодня наблюдается повышенный интерес родителей. Однако, прогресс научно-технической революции порождает не только противоречия в данном вопросе, но и невольную переоценку вековых ценностей общества. Все чаще достоинства человека определяются не столько его нравственными качествами и духовным богатством, сколько естественнонаучными знаниями, техническими способностями. Заметьте, родителей чаще интересуют те педагогические средства, которые стимулируют подготовку ребёнка к овладению точными науками, а общение с дошкольниками в семье заменяется просмотром телепередач, компьютерными играми, прослушиванием ауди записей. Средства массовой информации (особенно телевидение) почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье, как семейное чтение.

А ведь именно книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, формирует гуманные чувства в душе ребенка. Человек, не сопереживший в детстве другим людям, остается равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, экономическим.

Возможности для формирования личности ребенка, скрытые в детской книге, безграничны. Каждая хорошая книга не только расширяет кругозор детей и рождает новые интересы, но и подчиняет своему влиянию их воображение и чувства, заставляет мыслить.

Вот почему необходимо использовать воздействие книги в воспитании и развитии ребенка. Однако, и это воздействие на личность малыша надо использовать осторожно и умело.

Правильное руководство детским чтением оказывает благотворное влияние на формирование нравственного облика ребёнка: здесь нужен такт, меньше всего должна иметь место назойливая назидательность. Белинский говорил: «У нас есть нравственная мысль – прекрасно, не выговаривайте же ее детям, но дайте ее почувствовать, не делайте из нее вывода в конце рассказа, но дайте им самим вывести, если рассказ им понравился - вы сделали свое дело».

Надо умело подбирать книги для чтения детям. И не надо читать все подряд. Книга богата познавательным материалом: тут и природа, и жизнь животных, и мир человека. Порой детям в книгах не все понятно. Но это «непонятное» важно довести до их сознания. Чтобы помочь ребенку разобраться в содержании и скрытом смысле литературного произведения, важны беседы по прочитанному материалу. Можно порассуждать с ребенком на такие темы, как «Чем понравилась книга?», « Кто из героев больше всего запомнился?», « Хотел бы ты походить на героя, если да (нет) почему?»

Очень важно чтобы ребенок давал самостоятельную оценку своему герою. В своей беседе с детьми взрослые должны стараться подвести детей к основной мысли, идее произведения. Ребенок, придя в школу, затрудняется в определении главной идее произведения. Он старается подробно пересказать весь текст рассказа, что совсем не требуется. Для того, чтобы дети правильно осознали и оценили созданное автором, надо как писал известный русский методист Д.И. Тихомиров – «научить маленьких наших читателей (или слушателей) мыслить и чувствовать во время чтения». Такие возможности создаются при выразительном чтении. Поэтому читать детям книги надо очень выразительно. Именно посредством голоса, дикции выражается детское отношение к описанным в книге событиям и фактам.

Еще одной формой для закрепления прочитанного и выявления отношения ребенка к литературному содержанию, является рисунок - иллюстрация. Дошкольник, да и школьник, с большим интересом создают иллюстрации к знакомым произведениям. Данная деятельность будит мысль детей, влияет на личность самого ребенка, на его поведение.

Для чтения малышу надо выбирать красочные книги. Ребенок по натуре эмоционален. Его привлекает все красивое, яркое. И, конечно, надо обратить внимание ребенка на то, кто эту книгу так красочно оформил (художник), познакомить с другими профессиями людей участвующими в создании книги.

 

           Правила для выбора книг дошкольнику

 

  •       Главным принципом выбора книжки для дошкольника является тема «о детях». Потом идут темы «приключения», «животные», «природа».
  •       Книга, которую вы читаете ребенку, должна нравиться и вам. Не стоит брать непонравившуюся вам литературу. В вашем чтении это будет четко ощущаться и не вызовет положительной реакции у ребенка. Поэтому следует заранее пробегать глазами то, что планируете читать малышу. Лучший выбор — книги, которые были прочитаны вами в вашем детстве.
  •       Каждый ребенок — это личность. Следовательно, при выборе произведения нужно учитывать его интересы. Не следует насильно пичкать ребенка тем, что ему не нравится. Не равняйтесь на других, останавливайте свой выбор только на том, что принимает ваш ребенок.              
  •       Нужно правильно выбрать время для чтения. Не стоит читать насильно. Если малышу хочется играть, бегать, позвольте ему это делать, а для чтения прекрасно подойдет как вечернее время, так и послеобеденное. Очень важно, чтобы процедура чтения не превращалась в неприятное занятие, насилие, наказание.
  •      Лучше читать чуточку меньше, но каждый день.
  •      Весьма важным моментом для каждого дошкольника является «перечитывание» любимой книги. Не отказывайте ребенку в этом, потому что для него данная процедура создает ситуацию комфорта.

 

     Книга — это уникальная дверь в мир знаний, открытий, сказочных героев и чудес. Подойдите к выбору литературы для своего малыша со всей ответственностью, ведь от этого будет зависеть его дальнейшая любовь к чтению. Превратите каждое знакомство с новой книжкой в увлекательное приключение!

 

Список литературы, в который входят произведения для детей старшего дошкольного возраста.

Литература XIX века для старших дошкольников.

Народные сказки:

Литературные сказки:

  • Аксаков С. Т «Аленький цветочек»;
  • Бажов «Серебряное копытце»;
  • Гаршин В. М.: «Лягушка-путешественница»;
  • Даль В. И.: сказки «Привередница», «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик»;
  • Ершов П. П.: «Конек–горбунок»;
  • Мамин-Сибиряк Д, Н.: «Серая шейка», сборник «Аленушкины сказки»;
  • Одоевский В. Ф.: «Мороз Иванович», «Городок в табакерке»;
  • Пушкин А. С.: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Зимняя дорога» и др.;
  • Телешов Н. «Крупеничка».

Проза:

  • Даль В. «Хлебный голос»;
  • Толстой Л. Н.: рассказы и сказки «Лев и собачка», «Птичка», «Как гуси Рим спасли», «Косточка», «Прыжок», «Акула», «Липунюшка», «Три калача и одна Баранка». «Филиппок», «Лгун»;
  • Ушинский К. Д.: рассказы и сказки «Как рубашка в поле выросла», «Слепая лошадь», «Четыре желания», «Проказы старухи зимы».

Поэзия:

  • Крылов И. А.: басни «Мартышка и очки», «Квартет» и др.;
  • Никитин. И. «Встреча зимы»;
  • Пушкин А. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»), «У Лукоморья дуб зеленый», «Зимний вечер» (в сокр.);
  • Суриков И. «Зима»;
  • Толстой А. К. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...» (в сокр.);
  • Тютчев Ф «Чародейкою Зимою…», «Зима недаром злится»;
  • Фет А. «Кот поет, глаза прищуря...»; 

 

Литература XX столетия для старших дошкольников.

 

Проза:

  • Алмазов Б. «Горбушка»;
  • Бианки В. В. «Сентябрь», «Сова», «Прощальная песенка», «Прячутся…», «Белкина сушильня», «Опять лето?», «Запасы овощей»; «Швейня»;
  • Горький М.: сказки «Про Иванушку-дурачка», «Воробьишко», «Самовар»;
  • Зотов В. «Царство грибов» (из кн. «Лесная мозаика»);
  • Зощенко М. М.: цикл рассказов «Хитрые и умные», «Умные животные», «Леля и Минька», «Смешные истории», «Великие путешественники», «Галоши и мороженое»;
  • Гайдар «Чук и Гек» (главы), «Мальчиш – кибальчиш»;
  • Голявкин В В.: рассказы «Тетрадки под дождем», «Наши с Вовкой разговоры», «Мы играем в Антарктиду», «Как я помогал маме мыть пол» и др;
  • Георгиев С. «Я спас Деда Мороза»,
  • Дмитриева В. «Малыш и Жучка» (главы);
  • Драгунский В. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок», «Удивительный день», «Он живой и светится»;
  • Емельянов Б. «Надо, и не хочется», «Мамины руки», «Мама все понимает» (из книги о маме);
  • Житков Б. «На льдине», «Как я ловил человечков»;
  • Калинина Н. «Про снежный колобок», «Елка», «Про птиц» и др.;
  • Митяев В «Мешок овсянки»;
  • Носов Н. рассказы: «Живая шляпа», «Автомобиль», «Фантазеры», «Телефон», «Мишкина каша», «Ступеньки», «3аплатка», «Милиционер», «На горке», сказка «Бобик в гостях у Барбоса»;
  • Ольха Э. «Сказка о лете»          
  • Осеева В.А. «В одном доме», «До первого дождя», «Добрая хозяюшка»;
  • Паустовский К. Г.: сказки: «Теплый хлеб», «Растрепанный воробей», рассказы: «Барсучий нос» «Корзина с еловыми шишками», «Кот–ворюга», «Заячьи лапы»;
  • Пантелеев Л.: рассказы «Честное слово», «Трус», «Буква –Ты». «Про Белочку и Тамарочку»;
  • Пермяк Е. «Про нос и язык»; «Для чего руки нужны?»; «Птичьи домики», «Волшебные краски», «Филя», «Самое страшное», «Двойка», «Как Миша маму решил перехитрить»;
  • Петрушевская «От тебя одни слезы», «Что говорил самолет»;
  • Пиняев Я. «Хитрый огурчик»;
  • Потапова А. «Кто больше любит маму», «Танечка», «Хорошие слова», «Мое»;
  • Рулев М.А. «Как Тучка свой домашний адрес запомнила»
  • Сладков Н. «Осень на пороге», «Зяблик»;
  • Снегирев Г. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок»;
  • Соколов-Микитов И.С. «Листопадничек»;
  • Ходза Н. «Дорога жизни».

Литературные сказки:

  • Александрова Т. «Домовенок Кузька»;
  • Волков «Волшебник Изумрудного города» (главы);
  • Заходер «Серая звездочка»;
  • Катаев «Цветик-семицветик»;
  • Козлов С. «Зимняя сказка»;
  • Павлова Н. М. «Зимняя пирушка»
  • Пантелеев Л.: сказки «Две лягушки», «Фенька»;
  • Прокофьева С. «Сказка о невоспитанном мышонке», «Сказка про маму», «Сказка про красные варежки»;
  • Суконцев А. «Как ежик шубку менял»;
  • Сутеев В. «Мешок яблок», «Под грибом».

Поэзия.

  • Барто А. «Веревочка», «Есть такие мальчики»;
  • Бокова Т. «На что похоже солнце?»
  • Бунин. И. «Первый снег»;
  • Городецкий. С. «Котенок»;
  • Есенин. С. «Береза», «Черемуха», «Поет зима – аукает»,
  • Левин В.. «Сундук», «Лошадь»;
  • Маршак С.. «Почта», «Пудель»; «Одна дана нам голова»
  • Степанов В. «Что мы Родиной зовем?»
  • Сапгир Г. «Как лягушку продавали», «Небылицы в лицах».
  • Цветаева М. «У кроватки»;
  • Черный С. «Волк»;
  • Энтин Ю. «Но зато друзья кругом»;
  • Яснов М.. «Мирная считалка».

 

Произведения поэтов и писателей разных стран для старших дошкольников.

 

Поэзия.

Литературные сказки.

  • Киплинг Р.. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака;
  • Линдгрен А.. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной;
  • Мякеля X.. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского;
  • Прослер О. «Маленькая Баба-яга», перс нем. Ю.Коринца;
  • Родари Дж. «Волшебный барабан » (из книги «Сказки у которых три конца»), пер. с итал. И.Константиновой;
  • Янсон Т. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л.Брауде; «Шляпа волшебника», пер.В.Смирнова;

 

  

 

 

Copyright 2013  Детский сад Аленушка