^Наверх
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Аленушка ГБДОУ 57

Игровые технологии в летний оздоровительный период

        Оксана Витальевна

Автор: Еникеева Оксана Витальевна

воспитатель Высшей квалификационной категории

ГБДОУ 57 Санкт-Петербурга

 

Игровые технологии представляют собой игровую форму взаимодействий педагога и детей через реализацию определённого сюжета (игры, сказки, спектакля, делового общения.) При этом образовательные и воспитательные задачи включены в содержание игры. В образовательном процессе используются занимательные, театральные, деловые, ролевые, компьютерные игры. Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, всё большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике.

     Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдаётся тем, которые: являются интегральным и многофункциональными по своему характеру; способствуют самореализации, самовыражению личности; интересны детям; органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы. Одним из таких средств-выступают игровые технологии. Таким средством воспитания является народная игра. Она, как и любая другая игра имеет ряд воспитательных функций:

-познавательную

-развивающую

-диагностирующую

-корректирующую

Одновременно являясь феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям,что в свою очередь представляет важнейший аспект воспитания духовности. Народная игра, как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, равно как и даёт отдых.

     В современной отечественной и зарубежной психологии развиваются новые направления использования игры - игротерапия. Игра рассматривается здесь, как средство самовыражения ребёнка, позволяющее успешно решать различные коррекционные задачи:

-расширения репертуара самовыражения ребёнка;

-достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции;

-коррекция отношений между ребёнком и взрослым, ребёнком и сверстником, с окружающим миром.

      Специфика народной игры - коллективный характер, наличие обязательных для игроков норм и правил, взаимоотношений и поведения, добровольность и равноправие при распределении ролей, разновозрастный состав группы, простота и доступность отношений-позволяет достаточно быстро включать в неё детей, варьировать условия, организовывать и ненавязчиво управлять действиями и поведением играющих.

Подходы к пониманию игры весьма многогранны. Народная игра-это игра популярная и широко распространённая в данный исторический момент развития общества и отражающая его особенности, претерпевающая изменения над различными влияниями: социальными, политическими, экономическими, национальными и др.

Признаки народных игр:

-спонтанность;

-добровольный характер;

-непредсказуемость;

-коллективность;

-наличие правил;

  Функции народных игр

-развлекательная;

-зрелищно-эстетическая;

-развлекающая;

-диагностирующая;

-корректирующая;

  Существуют различные классификации игр, остановимся на классификации игр В.М.Григорьева:

-подвижные;

-художественные;

-познавательные;

-предметно-трудовые;

-самоопределения;

-социально-нравственной направленности;

-массовой организации;

     В наше время проблема развития и воспитания человека, т.е. формирование личности, выдвинулась в ряд наиболее важных и злободневных вопросов. Интерес к этой проблеме проистекает из потребности приспособить человека нового времени к структуре и организации общества. В формировании культуры общения нового человека, решающую роль играют воспитание творческого отношения к труду, обеспечение общекультурного и нравственного развития, социальной активности. Формирование личности, как процесса становления, происходит в результате интегрального, нравственного, физического, эстетического, патриотического воспитания.

     Воспитание-одно из основных функций общества. В ходе процесса воспитания передаётся и усваивается опыт поколений, внедряются в сознание и поведение людей моральные нормы, принятые в данном обществе. У ребят формируется относительная устойчивая система отношений к окружающему миру и к самим себе, возрастает интерес к собственной личности, стремление разобраться в своих качествах. поступках. формируется самооценка, появляется и становятся существенными новые условия развития личности (собственные требования к себе, к своей культуре общения),в центре внимания  становится вопрос, связанный с нормами и правилами взаимоотношений между людьми. Складываются моральные взгляды и оценки, заметно проявляются стремления к самостоятельности и независимости, которые в силу разных обстоятельств может принимать отрицательный характер (грубость, упрямство).

Важным фактором развития является коллектив сверстников, знание коллективных отношений, расположение к нему товарищей и оценка его поступков.

       Важность игры для детей: дети любят подвижные, творческие, сюжетные игры. В играх и в жизни их привлекает нравственно-психологические качества: смелость, решительность, выдержка, верность другу. Игра помогает детям справиться с переживаниями, беспокойством, страхом, неуверенности в себе, скованностью в общении, неспособностью контролировать свои чувства и поступки. Игра даёт возможность каждому проявить себя, добиваться лучшего результата во всех отношениях.

       В летний оздоровительный период в качестве средства диагностики (эффективно организовать наблюдения за детьми) в воспитательном процессе я использую  распространённые народные игры: «Пятнашки», «Жмурки», «Третий лишний», «Я садовником родился» - дали возможность наблюдать взаимоотношения детей, симпатии и антипатии детей, случаи неприятия в игру.

       В качестве игры направленной на воспитание чувства ответственности, самостоятельности, сплочённости в детском коллективе-игра «спортивный экспресс» (по станциям, все станции обозначены на маршрутах-карточках, которые получает перед началом игры командир каждой команды, карточки сохраняются до конца игры, а затем по ним подводят итоги).

       Игры, которые носят характер состязаний - «Весёлые старты».       Конкурсная игра «Крестики-нолики» (задания игрового поля были подобраны с учётом экологической тематики).

       Игры на взаимодействие (цель которых-организация эффективного взаимодействия и формирование благоприятного климата в детском коллективе: «Если нравиться тебе, то делай так…», «Лавата», «Путаница», «Передай дальше» и. др

       Игры на установление контакта: «Камень, ножницы, бумага»

        Игры на свежем воздухе: «Футбол», «Пионербол», «бадминтон».

В копилку предложений дети вносили свои предложения, среди которых были и игры: «Снежный ком», «Морской бой», «Турнир по шашкам и уголкам» - ценность в том, что дети предлагали сами и с удовольствием реализовывали задуманное.

 

 

Copyright 2013  Детский сад Аленушка