^Наверх
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Аленушка ГБДОУ 57

Формирование самостоятельности дошкольника

 

                             фото людмилы валент                               

Автор:

Янкова Людмила Валентиновна

воспитатель ГБДОУ №57 Приморского района СПб 

           Ребенок пролил напиток на пол, и вы в лучшем случае спешно вытираете лужу, а в худшем – ворчите: «Ничего-то ты не умеешь, какой ты несамостоятельный!». Как же вашему малышу стать самостоятельным? Может быть, вместо нравоучений лучше ему напомните, где взять бумажное полотенце или тряпку…

          Чтобы ребенок научился самостоятельно принимать решения и делать выводы, вам, родители необходимо выработать привычку задавать ему наводящие вопросы, а не давать указания и готовые алгоритмы. Вот некоторые правила, соблюдение которых поможет вашему ребенку не просто стать самостоятельным, но и почувствовать свою значимость для близких людей и

друзей, повысить самооценку.

Поощряйте самостоятельную игру. Предоставляйте детей самим себе, оставаясь наблюдателем. Это побудит их самостоятельно выбрать знакомую игру или выдумывать игры, что активизирует все мыслительные процессы малыша. Позвольте детям скучать и не стремитесь на каждое «мне скучно» предлагать список развлечений. Иногда стоит сказать: «Ну, так поскучай немного». Вы увидите, что через пять минут ребенок сам найдет себе занятие. Первая независимость ребенка – это независимость в игре.

Разрешайте допускать ошибки. Вот ребенок самостоятельно рисует кота. Вы видите, что он не соблюдает пропорции, да и хвост не там, где положено. Все-таки остановите свой порыв вмешаться и нарисовать «правильного» кота. Только ошибаясь и заблуждаясь, дети учатся искать выход из сложных ситуаций и исправлять промахи. Вступайте, когда о помощи вас попросят. В остальных случаях гордитесь словами «я – сам».

Хвалите за проявленную инициативу. Ребенок самостоятельно помыл посуду, подмел пол, впервые дотянулись до турника, пришили пуговицу к джинсам, где ее никогда не было, – порадуйтесь вместе с ними. Не указывайте на оставшуюся в углах пыль и «ненужную» пришитую пуговицу, а непременно похвалите за желание сделать что-то самостоятельно. Ребенок, хотя бы раз получивший похвалу и почувствовавший собственную важность от того, что принес пользу, непременно захочет испытать это ощущение еще раз.
Не вмешивайтесь в каждый шаг. Межличностные конфликты детей, конечно, стоит держать в поле зрения. Но не стоит мгновенно становиться судьей и выносить решение. Дайте участникам конфликта возможность решить их самим. Почувствуйте момент, когда необходимо вступить и развести ссорящихся детей в разные стороны. Если это словесная перепалка или неумение поделить игрушки, позвольте детям справиться с ситуацией самостоятельно, иначе ваш ребенок всегда будет уповать на помощь взрослых и манипулировать этим. Сейчас они учатся решать споры со сверстниками в простой игре, во взрослой жизни этот опыт позволит им находить выход из конфликтных ситуаций с коллегами, начальством, членами семьи.

Воспринимайте детей всерьез. Относитесь к суждениям детей внимательно, чтобы в будущем они не стеснялись приходить за помощью. Дети доверяют взрослым, которые относятся к ним с уважением, слушают и разговаривают на равных, не переходя на детский язык, не дразня и не высмеивая.
Вводите в курс «взрослых дел». Полезным вещам можно научить в повседневных ситуациях: какие продукты брать в супермаркете, как оплачивать проезд в общественном транспорте, куда выбрасывать мусор. Идите навстречу, когда дети захотят порезать свой первый салат или перемешать миксером крем для торта. Держите их в курсе хозяйственных дел: пусть посветят фонариком, когда вы снимаете показатели квартирных счетчиков, сходят с вами в банк оплатить счета или на почту отправить посылку.

Закрепляйте домашние обязанности. Каждая семья сама решает, что это будет: заправлять постель, мыть пол в своей комнате, чистить аквариум – у ребенка должна быть своя зона ответственности и желательно, чтобы взрослые не касались этих дел.
 Поддерживайте в доме среду, удобную для самостоятельных действий: низкие шкафчики, из которых ребенок сам сумеет доставать одежду, висящие на уровне глаз крючки для верхней одежды, зубную щетку и мыло на доступном уровне, возможность самому взять яблоко со стола или легко помыть его, приставив к мойке специальную ступеньку. Желательно организовать быт так, чтобы детям не приходилось то и дело просить взрослых помочь с элементарными вещами.

     На пути к тому, чтобы помочь детям стать независимыми может стоять родительская занятость и спешка. Проще одеть ребенка самому, чем ждать 10 минут, проще заправить постель за него, потому что это будет аккуратно и так, как вам нравится, и, конечно, вы намного быстрее, по сравнению с детьми, сделаете бутерброд. Однако это тот случай, когда спешка играет плохую шутку: ребенку не дают понять, что есть вещи, которые он способен делать сам и делать их от

Copyright 2013  Детский сад Аленушка