^Наверх
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Аленушка ГБДОУ 57

Читать перед сном или не читать?

Деушева

Автор: Деушева Александра Вячеславовна

воспитатель ГБДОУ детский сад №57

Приморского района Санкт-Петербурга

 

Помните, в детстве, когда вы сами были детьми, под вечер, с приближением часа сна, обнаруживалось так много недоделанного и недосказанного. Вы жаловались на короткий день и столь быстро надвигающуюся ночь. Но стоило маме произнести волшебную фразу «я тебе почитаю», все проблемы отступали, и вы неслись мыться с неимоверной скоростью, чтобы быстрее нырнуть под одеяло и слушать, слушать, слушать….

     Конечно, не у каждого было в детстве это сказочное «чтение перед сном». А у вашего ребенка оно есть? Или ваш малыш перед сном смотрит «мультики» и щелкает клавишами компьютерной приставки? Действительно, зачем что-то читать, если прогресс подарил нам столько возможностей самостоятельного развития! Пусть и дети развиваются самостоятельно.

     Самостоятельность – это прекрасно. Только малышу, не имеющему опыта жизни, трудно разобраться между правдой и ложью, вымыслом и действительностью. И вбирает он в себя как губка все подряд, путаясь в понятиях и определениях, захлебывается восторженными эмоциями от вида фантастического героя и равнодушно проходит мимо цветов, восходов и людей.

     А для того, чтобы помочь ребенку разобраться в окружающей действительности надо не так уж много времени. Начните с чтения перед сном. Уверяю вас, даже такое пятнадцатиминутное чтение может принести свои плоды.

     Если ребенок будет знать, что каждый вечер пред сном его ждут новые приключения книги, вам не надо придумывать способы уложить малыша спать.Он сам будет ждать того времени, когда родной голос перенесет его к литературным героям. А это не что иное, как формирование самоорганизации ребенка.

       Читая малышу перед сном, вы развиваете его воображение. Фильмы, как и мультфильмы – это уже готовые продукты человеческой фантазии с конкретными образами. Книга же дает возможность ребенку фантазировать, воображать. Он учиться создавать свой собственный мир.

       Именно вечером, когда малыш находится в своей кровати, ничто его не отвлекает от восприятия литературного произведения. Он чутко реагирует на новые формы знакомых слов, на стиль. Засыпая, ребенок «прокручивает» фразы того что услышал, а значит, учиться правильно говорить.

       После вечернего чтения у малыша нет внешних отвлекающих раздражителей, он переживает то, что слышал, «примеряет» на себя роли литературных героев. Теперь ребенок учится быть сильным и ловким, добрым и великодушным, смелым и мужественным. Малыш начинает оценивать действия и поступки не только окружающих, но и свои собственные.

       Но самое главное, что столь недолгое чтение перед сном развивает у ребенка сознание того, что его любят, что он нужен близким людям. Ничто не заменит малышу родной голос и родительское тепло. С вечерним чтением ребенок получает мощную моральную поддержку.

       Однако, для того, чтобы получить все вышеизложенные результаты в развитии ребенка, одного вашего желания читать перед сном не достаточно. Необходимо учитывать следующие требования к подбору произведений перед сном: произведения должны быть интересны ребенку и доступны для восприятия малыша, не должны вызывать у ребенка страх и быть не очень большими.

       Чтобы вас, уважаемые родители, не мучил вопрос «что читать ребенку?», приведу пример некоторых произведений. А дальше разберетесь сами.

       Для детей младшего дошкольного возраста прекрасно подходят короткие рассказы и сказки Л. Толстого ( «Три медведя», «Филипок», «Лев и собачка»), В. Сутеева («Капризная кошка», «Как я ловил рыбу», «Кораблик», «Кто сказал мяу?»), С. Чуковского («Телефон», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Айболит», «Путаница»), А. Усачева («Жили-были ежики»), Т. Александровой о домовенке Кузе, В. Бианки («Первая охота», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Лесные домишки», «Сова», «Кто чем поет?»).

      Для детей старшего дошкольного возраста можно взять произведения В. А. Осеевой («Добрая хозяюшка», «Кто всех глупее?», «Плохо», «До первого дождя», «Печенье», «Волшебное слово», «Девочка с куклой»), сказку П. Ершова «Конек-горбунок», А. Толстого («Приключения Буратино, или Золотой ключик», сказки М. Горького («Воробьишко», «Про Иванушку-дурачка», «Самовар») и В. Катаева («Цветик – семицветик», «Дудочка и кувшинчик»), К. Г. Паустовского (сказки: «Растрепанный воробей», «Теплый хлеб», «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга»), рассказы В. Ю. Драгунского и Н. Носова («Телефон», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Ступеньки», «3аплатка», «Милиционер», «На горке», сказка «Бобик в гостях у Барбоса»).

      И не забывайте про добрые народные сказки. Они лучше всего подходят для данной формы чтения. Успехов вам и спокойного сна вашим малышам.


Copyright 2013  Детский сад Аленушка