^Наверх
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Аленушка ГБДОУ 57

Темперамент ребенка

 

 

Школа…Как много ожиданий, надежд, волнений связано с этим словом. Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

     Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка, который раньше до этого не сталкивался с какой-либо формой регламентации своего существования, своих игр. Школа, даже если обучение в ней строить в игровой форме, тем не менее по сути своей уже некоторая регламентация, ограничения, обязательность дисциплины. Всё это требует очень сильной психологической перестройки, перестройки деятельности.

    Основная проблема адаптации ребёнка к школе – это дисциплина. До семи лет ребёнок ведёт психологически напряжённую жизнь, зачастую со своими конфликтами – в общении с родителями, с другими детьми на улице, но всё-таки это жизнь, не регламентированная деятельностью. Ребёнок участвует в основном в игре.

     В школе всё гораздо сложнее. Нравится ребёнку или нет, но учебная деятельность имеет свои предписания, свою регламентацию. Можно считать удачей, если ребёнок вписался в неё сразу же, принял правила новой игры и испытывает психологический комфорт. Но ведь независимо от приятия или неприятия выйти из неё уже нельзя. Главная трудность, с которой встречаются дети в первом классе, - это требование определённой дисциплины. Они в той или иной степени лишаются свободы действий. Как мы знаем, уроки в основном идут по сорок минут, и это для ребёнка достаточно долго. Надо сидеть на одном месте, нельзя разговаривать с соседом по парте, с учителем можно заговорить только с его разрешения, когда молчат другие.

     И если для одних детей выдержать урок, сидеть неподвижно и говорить только с разрешения учителя не представляет никакой проблемы, то для других это подчас весьма трудно. Родители сами могут заранее установить, возникнут ли такие сложности у их ребёнка. Всё, что нужно – это определить тип темперамента, к которому принадлежит их ребёнок.

    Как известно, обычно у людей выделяют четыре типа темперамента:

*холерик

*сангвиник

*флегматик

*меланхолик

    Важно отметить, что чистых типов темперамента почти не встречается. Речь может идти о доминировании того или иного типа у конкретного ребёнка.

 

ХОЛЕРИК

Из всех типов наибольшие сложности с привыканием к дисциплине обычно возникают у детей холерического темперамента.

      По внешним проявлениям - это энергичный и активный ребёнок, но он может быть гипер-, сверхэнергичным. Главная особенность – процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Если такой ребёнок «разошёлся» во время игры, его очень трудно успокоить или переключить с активной деятельности на занятия. А главное, ему не только трудно  переключаться, но для него вообще сложны любые занятия, требующие усидчивости и внимания, размеренной работы. Ребёнок- холерик просто не в состоянии усидеть на одном месте, что приводит к проблемам на уровне межличностных отношений учителя с ребёнком и затрудняет процесс адаптации к школе.

       Родителям, чьи дети проявляют явные признаки холерического темперамента ещё во время дошкольных занятий, можно порекомендовать следующее:

-подыскать школу, где есть учитель, практикующий на начальной стадии обучение игровыми методами. Это во многом облегчит приспособление к школе;

-интенсивно заниматься  с ребёнком, приучая его к регламентации времени и действий, тренируя его.

  Мы не можем изменить темперамент ребёнка. Плохих темпераментов не существует, все они имеют свои сильные и слабые стороны. В наших силах выработать у ребёнка навыки усидчивости, дисциплины, которые пригодятся ему в дальнейшем.

 

САНГВИНИК

Это энергичный, подвижный ребёнок, с высокой работоспособностью, не устаёт во время игр, достаточно легко переключается с одного на другое, не склонен впадать в депрессию. Что касается возможных адаптационных проблем, то в целом они те же, что и у детей-холериков.

 

ФЛЕГМАТИК

У этого типа темперамента преобладают замедленные реакции. Они проявляются и в темпе речи, и в манере двигаться, и в небогатой и плавной жестикуляции. Замедленность психических процессов и явлений – основной внешний признак флегматика. Но это сильный тип темперамента, у него высокая работоспособность. Он не сразу включается в какое-то дело, но приступив к работе, будет заниматься усидчиво, внимательно и вдумчиво, но флегматику трудно переключиться а другой вид деятельности.

    Такой ребёнок выдержит сорок минут урока достаточно легко и дисциплинированно. Но у него могут быть сложности другого рода. Если урок идёт в достаточно быстром темпе, то ребёнок-флегматик не всегда будет успевать воспринимать предложенный материал. Соответственно он будет отставать в понимании и усвоении. Он медленнее реагирует на вопросы учителя, и такие реакции могут быть неверно интерпретированы учителем в качестве проявления недостаточного развития мышления и памяти. Однако такие внешние показатели никак не связаны с обучаемостью и интеллектуальными способностями.

      Подготовка ребёнка-флегматика к школе должна включать элемент тренинга на реакцию- это работа  на абстрактном материале игр, задачек, головоломок. И в случае с ребёнком-флегматиком рекомендуется подбирать такие упражнения, которые строятся не на длительной работе в одиночку, а на взаимодействии, соревновании с родителями, по схеме «кто быстрее ответит  /кто лучше решит». С помощью подобного тренинга родители, не воздействуя на темперамент ребёнка, облегчат ему адаптацию к темпу занятий в школе. 

МЕЛАНХОЛИК

Это единственный слабый тип темперамента. Слабость нервной системы проявляется в низкой работоспособности, быстрой утомляемости, высокой чувствительности. Вследствие этого меланхолик очень раним в общении и во взаимодействии с окружающим миром. Из-за  своей  слабости  меланхолик с трудом выдерживает  любое напряжение – не только длительные  и  интенсивные  умственные, эмоциональные и психические нагрузки, но и конфликты, которые он переживает особенно сильно и остро.

     Применительно к такому типу темперамента проблем с дисциплиной обычно не возникает. Но всё равно учебная деятельность и здесь может породить определённые трудности. Если уроки строятся по традиционной схеме, не включающей перерывов, эмоциональных  разгрузок, игровых процедур, то ребёнку-меланхолику придётся нелегко.

     В данном случае главный совет родителям - подбирайте даже не школу, а учителя, который ведёт уроки в том стиле, который наиболее близок к темпераменту и личной специфике ребёнка-меланхолика и делает интервалы для эмоционально- психической разгрузки.

    До школы тренировка интеллектуальных навыков в случае с меланхоликом должна быть направлена на приучение его к длительным занятиям, требующим концентрации, напряжённых размышлений. К этой цели ведут упражнения, интеллектуальные игры. Постепенно ( от 10-15 минут ) ребёнок втянется в процесс обучения, и даже гораздо более напряжённые школьные занятия не будут для него неожиданностью.

Как подготовить ребёнка к детскому саду.

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Для малыша это будет первым расставанием с близкими людьми, следовательно, первым большим испытанием, которое он встретит самостоятельно. Даже если Ваш ребёнок уравновешен, весел и с ним не возникает никаких проблем, его надо подготовить к посещению садика. Ему надо будет приспособиться к новому ритму и требованиям воспитателей. Обычно адаптация проходит быстро, однако к поступлению надо готовить заранее, чтобы она была менее болезненной. Своё решение о посещении детского сада надо сообщить малышу с радостью, преподнести ему это как награду: «Ты у меня теперь большой, ты пойдёшь в садик, у тебя будет много друзей».

      Для детского сада потребуются определённые вещи. Пусть ребёнок пойдёт их покупать вместе с Вами. Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застёжек и пуговиц, обувь на липучках или на молниях. Освоить шнурки ребёнку трудно, поэтому пусть лучше учится завязывать их дома, без спешки. Шапку и шарф лучше заменить шапкой-шлемом – и в шею не надует, и надевать намного проще. Вместо рубашки приготовьте водолазку, вместо кофты – свитер. В общем, главное, чтобы ребёнок быстро собирался на прогулку и был аккуратным и опрятным. Первый день, возможно, побыть с ребёнком в группе (с согласия воспитателя и администрации детского сада), познакомиться с воспитателем, с детьми, рассмотреть игрушки, запомнить, где находится шкафчик для одежды. Накануне напомните малышу, что завтра он идёт в группу, и ответьте на все его вопросы.

    На следующий день, уходя, обязательно попрощайтесь со своим малышом и уточните, во сколько Вы его заберёте. Например: «Ты пообедаешь, и я за тобой приду». В противном случае ребёнок не сможет сосредоточенно заниматься чем-либо, поскольку будет без конца оглядываться, проверяя, тут ли его мама.

     К дневному сну в детском саду также надо подходить постепенно. За несколько дней до этого очередного стрессового события в жизни Вашего малыша, начните его готовить. Время от времени стоит говорить: «Вот другие детки спать пойдут, и ты в следующий раз тоже останешься и поспишь. Давай посмотрим, где твоя кроватка». И в первые дни до недели ребёнка лучше забирать после сна.

      Оставляя ребёнка в детском саду до вечера, помните, что в эти дни он очень устаёт, бывает перегружен впечатлениями. Как следствие, вечером капризы, слёзы, крики. Это не результат избалованности, а следствие усталости и тоски по маме.

      В конце дня, приходя за ребёнком, старайтесь не опаздывать. Если все дети уже разошлись по домам, а Ваш остался один, он обязательно почувствует себя забытым.

Дома необходимо создать спокойную обстановку, чтобы ребёнок мог передохнуть, приходя из детского сада, поиграйте с ним в спокойные игры, почитайте любимую книжку.

       Необходимо постоянно проявлять интерес к делам своего малыша, внимательно выслушивать всё, что он будет Вам рассказывать. И храните его рисунки, поделки, которые он принесёт домой. Помните: любознательность и энтузиазм ребёнка зарождаются и поддерживаются с помощью любви и поощрения.

     Принимать ли всерьёз слёзы ребёнка при расставании? Многие дети, которые, в общем, довольны своей жизнью в группе, с трудом могут перенести сам момент расставания с мамой.

      Если ребёнок эмоционально напряжён и напряжение возрастает, если не помогают интересные дела, предложенные воспитателем, пусть его провожает в детский сад папа.

Полная адаптация ребёнка к детскому саду обычно наступает через два-три месяца. В течение этого периода родителям надо быть очень осторожными, чтобы у малыша не сложилось впечатление, что с его прежней додетсадовской жизнью покончено навсегда.

Постарайтесь установить дружеские отношения с воспитателями, регулярно беседовать с ними. Они наверняка расскажут Вам о ребёнке то, чего Вы не знаете. В саду дети часто говорят о том, что их беспокоит. Это позволит Вам своевременно отреагировать на возникшие у Вашего ребёнка трудности. 

Copyright 2013  Детский сад Аленушка