^Наверх
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Аленушка ГБДОУ 57

Техника пальчикового рисования младшего дошкольного возраста

 

FRSb95Vf AA

 

«Истоки способностей и дарования детей на

 кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря,  

 идут тончайшие нити – ручейки, которые питает

 источник творческой мысли. Другими словами,

 чем более мастерства в детской руке, тем  

 умнее ребенок». Сухомлинский В. А.                   

 Автор Смородова И. М. воспитатель     

      В силу своих особенностей развития дети младшего дошкольного возраста довольно неусидчивы и нетерпеливы. Они еще не могут сосредотачиваться и долго удерживать внимание на одном виде деятельности. Навыки использования инструментов рисования (карандаш, кисть, фломастер и проч.) еще слабы или вовсе отсутствуют. Не сформировано в данном возрасте и образное мышление, столь необходимое в изобразительной деятельности. Как же в таком случае приобщить малыша к рисованию, развить интерес к волшебному миру рисунка?

 Заинтересовать детей поможет, во-первых, разнообразие художественных материалов; во-вторых, возможность экспериментировать с ними; и в-третьих, необычные способы создания художественных образов. Использование различных техник нетрадиционного рисования подходит детям младшего дошкольного возраста еще и потому, что сам процесс создания образа похож на волшебство, а желаемый результат получается в течении короткого времени. Это и нужно малышам.

   Использование нетрадиционных техник позволяет учитывать не только индивидуальные особенности развития детей (страх перед новым, стеснительность, неуверенность), но и их предпочтения. Сама же возможность использовать в рисовании различные инструменты и материалы (живописные и графические) дают детям свободу выбора, что обеспечивает развитие творческого потенциала и познавательных способностей.

   Вспомните, как малыш знакомиться с предметами окружающего мира. Основной способ познания неизвестного - тактильный контакт (пощупать, помять, постучать и проч.). Любые инструменты и материалы художественного творчества будут оставаться для ребенка загадкой, пока он их не рассмотрит, не понюхает, не попробует на вкус. Именно эти особенности детей можно использовать для формирования интереса к изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте.

   С чего начать? Конечно, с пальчиков! Пальчиком проще всего рисовать, потому что малыш уже довольно точно координирует движение рук. Однако, чистый лист, положенный перед малышом, хорош только для упражнений и экспериментов. Для развития же изобразительных навыков, ребенку нужна мотивация создания того или иного образа, если хотите, графическая «подсказка». Детям нравится украшать точками и линиями заранее подготовленные предметы: посуду, одежду, салфетки. Поэтому на листе желательно заранее нарисовать силуэты предметов и придумать легенду необходимости украшать их (подарок кукле, одежда медвежонку и прочее). Можно предложить дополнять сюжет картины: нарисовать следы капли дождя на окне, яблоки на дереве, ягоды на ветке и т.д.

     Для совершенствования техники рисования, можно предложить ребенку рисовать не одним пальчиком, а несколькими. Если сначала лепестки цветка на веточке малыш «рисует» поочередно одним пальчиком, то позже можно предложить ему соединить пальчики в «щепотку» и создать цветок. То же самое и с заборчиком для козочки: сначала прорисовываем по одной дощечке, потом – сразу несколько дощечек несколькими пальчиками (получается чудесный заборчик с линиями разной ширины и длины).

     Приемы рисования пальцами так же разнообразны, как и приемы рисования кистью. Простейший прием – «тычок», когда изображение получается при соприкосновении кончика пальца с бумагой. Примакивание – рисование подушечкой пальца, без его продвижения. «Мазок» - рисование подушечкой пальца таким образом, чтобы нажим был в начальной точке, небольшое продвижение и плавный отрыв от листа. Тонкую линию можно получить, если рисовать боковой поверхностью пальца.

     Сейчас большой выбор специальных красок для рисования пальчиками, которые легко смываются и отстирываются. Можно такие краски сделать и самим.

Способ 1. Составляющие: 1/2 - 1 стакана муки, 2 чашки чистой воды. Смешать муку с водой, чтобы не было комков, нагревать среднем огне, помешивая на до загустения. В готовую смесь муки с водой постепенно добавляйте краситель одного цвета, пока цвет смеси не станет, живим и ярким. Тщательно перемешайте.

Способ 2. Составляющие: 2 стакана муки, 2 пачки несладкого пищевого красителя, соли 1/2 чашки, 3 стакана кипятка, 3 ст. л. масла. Все смешать. Краска хорошо пахнет и красиво сохнет, ложится немного толстым слоем.

Способ 3. Составляющие: 2 чашки белой муки, 2 стакана холодной воды, пищевой краситель. В холодную воду постепенно добавить муку. Потом разделите смесь на более мелкие мисочки и добавьте пищевые красители.

Способ 4. Составляющие: 20 мл кукурузного сиропа, несколько капель пищевого красителя. Каска получается липкой, но очень красивой.

Способ 5. Составляющие: 1/2 чашки кукурузного крахмала или другого, 2 чашки воды, жидкий пищевой краситель. Смешать крахмал и воду в кастрюле и варите до тех пор, пока смесь не загустеет. Дать остыть, и добавить пищевой краситель. Краска легко сохнет и не липнет и с ней интересно играть, цвета получаются яркими.

Способ 6. Составляющие: 4 чашки холодной воды, 1 чашка кукурузного крахмала, 1 ч. л. пищевого красителя. Смешать воду и крахмал. Варить на среднем огне до загустения. Добавите пищевой краситель.

Способ 7. Получение акварельных красок. Составляющие: 4 ст. л. соды для выпечки, 2 ст. л. белого уксуса, 1/2 ч. л. кукурузного сиропа, 2 ст. л. кукурузного крахмала, пищевой краситель (гели дают более интенсивный цвет, чем жидкий пищевой краситель). Смешать пищевую соду и уксус вместе, добавить кукурузный сироп и кукурузный крахмал, хорошо перемешивайте до тех пор, пока кукурузный крахмал не растворится. Получившуюся смесь разлить по ячейкам лотка для льда. В каждый отсек добавить краситель, перемешивая содержимое зубочисткой. Дождаться полного высыхания красок (до 2 дней).

   Красители так же можно получить самим. Синий цвет: чистая вода, глицерин, красная капуста. Красный: свекольный сок, лимонная кислота. Желтый: чистая вода, глицерин, куркума.

   Рисование нетрадиционными способами помогает малышу лучше познать окружающий мир, выразить свои чувства и эмоции, способствуют воспитанию чувства прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мелкую моторику рук, внимание, память. Давая ребенку все ощупать и попробовать самому, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты. Ведь испачканного краской малыша легко отмыть водой и мылом, а подавленное желание творить может никогда уже не проснуться.

Copyright 2013  Детский сад Аленушка